Первоисточники разработок Королева — схемы ракет, ч.2

Раздел доклада, посвященный ракетному полету человека, иллюстрирован редкими рисунками аппаратов, в конструкции которых использованы многие элементы научных отсеков «академических» ракет для экспериментов с животными. Это особенно убедительно подтверждает стремление Королева вести заблаговременную подготовку к полету человека в космическое пространство. Рисунки снабжены рукописными пояснениями Королева.Строение ракеты
О первой схеме аппаратов он пишет:» Наша старая схема, имея в виду схему спасения корпуса ракеты с вводом парашюта не малой высоте: такая схема использовалась при первых экспериментах на ракете BIB, в спускаемом аппарате предусматривались тормозные щитки, которые должны были решать две задачи — осуществлять стабилизацию аппарата и его торможение в атмосфере. По предварительным  расчетам, при возвращении на Землю скорость должна была снижаться примерно в 20 раз.

О второй схеме Королев пишет:»Наша новая Е-схема, с открытием парашюта на большой высоте при малой скорости, с пороховым двигателем. Он имел в виду схему спасения корпуса ракет серииBIE. В этой схеме стабилизацию аппарата должен осуществлять парашют.

В третьей схеме , кроме щитков и парашютов, предлагается система стабилизации, снабженная управляющими соплами, а также специальные тормозные ракеты, как сейчас говорят, двигатели мягкой посадки.

Разработки королева

Четвертая схема весьма примечательна, Королев назвал ее «Схемой с тормозным реакативным ротором». Это схема без традиционного парашюта, к ней «прикипел» Королев на долгие годы, он неоднократно возвращался к этой схеме после успешных полетов космонавтов. Вот что писал Королев 14 января 1961 года своим помощникам в связи с обсуждением возможности создания роторной системы спуска:
1) Не могу полностью согласиться с вашими выводами и тем  самым закрыть эти работы.
2) Дело все же в слабой разработанности этих вопросов, и отсюда вам кажется все плохо, невыгодно и т.д.
Вношу преложение для В-11-А, либо В-2-А разработать головку с обеспечением посадки на роторной системе и тормозных ракетах. Прошу ваши соображения и сроки. Доложить до 15 февраля с.г.».

Для разработки этой проблемы он привлекал научные организации, приглашал к себе на постоянную работу в ОКБ крупных специалистов по вертолетостроению и использовал все свои немалые возможности, чтобы именно эту схему поставить на реальную основу.

Пятая схема свидетельствует о широте подхода Королева к проблеме возвращения пилотируемого аппарата. Он так описывал её: «(Схема) для наклонного полета. Есть стабилизация соплами для быстрого вывода в нужный режим. Крыло с механизацией и рулями на концах. Нагрузка на крыло -400кг/см квадратный, посадочная скорость высокая».

Все  эти летательные аппараты предназначались для ракетного полета человека ( подъем и спуск), об орбитальном полете речь пока не шла. В тот период Королев так представлял себе особенности решения этой задачи, о чем он пишет в обсуждаемом документе:
а) Вертикальный подъем автоматически управляемой ракеты-летающей лаборатории с экспериментатором для производства наблюдений на высотах порядка 100км.
б) Полет автоматически управляемой ракеты, имеющей на борту пилота, по пологой баллистической траектории с целью покрытия определенного расстояния.

В этом случае решается задача создания нового сверхскоростного транспортного либо пассажирского летательного аппарата.
Этот вариант принципиально более перспективен и более доступен для осуществления, учитывая меньшие температуры и меньшие перегрузки, а такжже большие возможности использования подъеменой силы при движении в плотных слоях атмосферы».

Королев затрагивает в своем докладе также вопросы создания искусственного спутника Земли и полета к Луне. По этим вопросам он высказывается четко и определенно:

«При современном развитии отечественной техники и при использовании наиболее мощных из числа известных и применяющихся в данное время химических топлив эти задачи являются совершенно реальными инженерными задачами, технически разрешимыми в настоящее время».

Королев, видимо, придавал особое значение своему докладу. Он не ограничился материалами, подготовленными для него сотрудниками ОКБ, а тщательно отредактировал текст, дополнил комментариями и обширным заключением. Он лично следил за подготовкой окончательного текста, сопровождая рукопись выразительными указаниями машинисткам: «!Быстрее!» — так и писал с двумя восклицательными знаками. Доклад иллюстрирован большим количеством фотографий, отражающих от дельные фазы испытаний «академических» ракет и рисунками летательных аппаратов. Все иллюстрации, собранные в альбом, хранились в архиве вместе с докладом.

Особое внимание Королева к докладу, глубину его содержания и тщательности подготовки нельзя объяснить только торжественным характером заседания, для которого доклад готовился, и отношением Королева к МВТУ как к alma mater, где бывший студент должен выступить в высоком звании Члена-корреспондента АН СССР  Главного конструктора. Доклад был чем-то большим, чем дань уважения к юбилею старейшего технического вуза страны. По своему содержанию доклад предназначался и для делового разговора с аудиторией о сотрудничестве. Заканчивая свой доклад, Королев говорил именно об этом: «Огромны задачи, стоящие на разрешении, и огромна ответственность за их успешное и своевременное решение. Немало есть и существенных пробелов в работе.

Выступая здесь, на юбилейной сессии МВТУ имени Баумана, будет уместно отметить хотя бы один такой пробел, а именно — малое, недостаточное участие коллектива научных работников, профессорско-преподавательского состава и студентов старших курсов… в разработке современных новейших проблем ракетной техники.

Хотелось бы, чтобы в работах советских цченых и техников по завоеванию все новых, все больших высот, активно участвовали бы научные силы одного из старейших и заслуженных наших научных коллективов, каким является МВТУ имени Баумана, давшее жизнь в свое время авиационной науке и ряду других отраслей».

Выступая примерно через полгода на Всесоюзной конференции, посвященной также проблемам исследования верхних слоев атмосферы с помощью ракет, говоря о ракетном полете человека, Королев уже идет дальше в своих предложениях и отмечает:

«При подобном решении (ракетном полете человека на дальность 600 -100км) мы могли бы подойти наиболее близко к вопросам нашей ближайшей переспективы, таким, как вопрос о спуске аппаратуры и, наконец, человека с искусственного спутника Земли»,

Когда же в 1957 году были осуществлены пуски ИСЗ и доказана практическая возможность достижения космической скорости, Королев сразу же предлагает осуществить «создание первых спутников с человеком на основе использования баллистической схемы возвращения… Пуски с помощью трехступенчатых ракет носителей и временем функционирования 10 суток. Выполнение работ 1958-1960 годы».

Страстное желание Королева добиться быстрешего осуществления большой космической программы можно посочувствовать в заключительных словах его доклада, прочитанного в 1955 году на юбилейной сессии МВТУ:

«Наши задачи заключаются в том, чтобы советские ракеты летали бы выше всех и раньше , чем это будет где-либо ещё сделано.

Наши задачи состоят в том, чтобы советский человек первым совершил полет на ракете…

Наши задачи состоят и в том, чтобы первый искусственный спутник Земли был советским, был создан советскими людьми.

И наша задача в том, чтобы в безграничное пространство мира первыми полетели бы советские ракеты и ракетные корабли»

Слова эти были сказаны за два года до полета первого в мире советского спутника, за шесть лет до полета первого в мире советского космонавта, задолго до многих наших космических «впервые в мире». Сейчас, охватывая мысленно взором последние десятилетия, вобравшие  множество выдающихся свершений советской космонавтики, техники, мы с гордостью отмечаем, что советская наука, техника, промышленность успешно сделали то, о чем он сам целеустремленно и самоотверженно работал.

Источник: Наука и Жизнь №1, 1982

Сохранить в:

  • Схема ракеты
  • Строение ракеты схема
  • Строение ракеты
  • Разработки королева
  • Схема ракеты
  • Строение ракеты схема
  • Строение ракеты космической схема
  • Строение космической ракеты схема
  • Схема ракеты
  • Строение ракеты схема
  • Ñõåìû ðàêåò
  • Строение космической ракеты схема
  • Схема ракеты
  • Строение ракеты схема
  • Строение космической ракеты