Первоисточники разработок Королева — рождение и спасение ракет, ч.1

24 мая 1956 года С.П.Королев передал сотруднице архива ОКБ пачку документов и запретил выдавать их без его разрешения. Документы поместили в отдельный сейф и строго выполняли указания Главного конструктора. Только совсем недавно запрет был нарушен, и, как выяснилось, документы носят сугубо технический характер. Запрещая выдавать эти документы, Сергей Павлович, видимо, хотел сохранить их как первоисточник, так как многие страницы были написаны его рукой, а машинописный текст им отредактирован. Такого же рода запрет относился, например, к архивному экземпляру лекций, прочитанных Королевым в МВТУ имени Баумана в 1949 году.

Документы, о которых идет речь, были подготовлены в период с апреля 1955 года по май 1956 года и посвящены ближайшим перспективам использования ракет для изучения космического пространства. На одном из документов, вероятно, на том, который лежал сверху при передаче в архив, был приклеен кусок ватмана с текстом, напечатанным на машинке: «Без разрешения С. П. Королева не выдавать!»

Самый ранний по времени написания документ — доклад, приготовленный Королевым для юбилейной сессии, посвященной 125 летию МВТУ имени Н.Э. Баумана. Упоминание об этом докладе можно встретить в отчете о научной деятельности за 1955 год, направленном членном-корреспондентом АН СССР С. П. Королевым в академию.

В докладе излагается мнение Королева о задаче ракетного полета человека, дается анализ различных конструктивных схем аппаратов, предназначенных для этой цели. В тот период интерес к этим разработкам в Конструкторском бюро Королева был кратковременным, и доклад в МВТУ, пожалуй, единственный документ, содержащий конкретные сведения о пилотируемых аппаратах.
Королев назвал свой доклад так: «К вопросу о применении ракет для исследования верхних слоев атмосферы и полетов в над атмосферном пространстве». Для подготовки доклада он поручил составить технические справки о пусках геофизических ( или, как их называли, «Академических») ракет. Эти справки он отредактировал, дополнил анализом результатов пусков, своими комментариями и соображениями о ближайших перспективах космических исследований.

Задача — спуск ракеты на землю.

В докладе Королев прежде всего отмечал:»Задачи этих исследований были поначалу очень скромными. Необходимо было экспериментально установить и подтвердить возможность прямых исследований высоких слоев атмосферы с использованием тяжелых ракет и осуществить спасение аппаратуры и спуск ее на Землю после подъема на высоту до 100 км. Рассказал далее, что, несмотря на скромные результаты первых экспериментов, проведенных в 1948-1949 гоах, было разрешено построить ракеты четырех серий Б, В, Д, Е. «За основу была взята одна и та же ракета, но программа и объем исследований, качество аппаратуры и различных систем на борту ракеты видоизменялись и значительно возросли по сравнению с первыми работами 1948-1949 годов. Показательным в этом отношении было увеличение массы иследовательских отсеков в 10 раз».


Говоря об основных результатах пусков «академических ракет, Королев особое внимание обращает на «исследование выживаемости и спасения животных после подъема на ракетах». Он раскрывает прямую связь этих экспериментов с планами полета человека в космос, которые были реализованы шесть лет спустя: При последующих пусках ракет производилась отработка индивидуального спасения всего головного отсека кареты. Для этой цели были специально разработаны скафандры и специальные тележки для катапультирования животных в полете из головного отсека ракеты на высотах порядка 100, 80,  60 км или ниже. Эти опыты проводились для того, чтобы в будущем, при подъеме человека в ракете, пилот имел бы возможность индивидуального спасения в любой момент полета».

Хочется напомнить, что такая схема индивидуального спасения пилота была реализована на космическом корабле «Восток». Можно полагать, что были особые причины, определившие решение Королева использовать катапультируемое кресло для спуска первых космонавтов, и эти причины связаны с результатами экспериментов на «академических» ракетах. Несомненно, свою роль сыграли положительные результаты спасения животных с катапультируемыми тележками. Был, однако, еще один цикл экспериментов, имевший прямое отношение к задаче возвращения космического аппарата — спасение корпуса ракеты. Период этот продолжался несколько лет, но положительных результатов не дал. В докладе Королева мы читаем:»Задача спасения корпуса ракеты была  поставлена как задача спуска с больших высот значительного груза… Принципиально такая задача разрешима, однако на практике не удавалось спасти на одного  корпуса ракеты, так как правило, купола парашютов разрушались при вводе их в действие на высоте».

Судя по высказываниям Королева о средствах индивидуального возвращения животных, эксперименты на «академических» ракетах служили моделью для будущих космических полетов человека. Одним из важных элементов этой модели — «спасение корпуса ракеты… как задача спуска с больших высот значительного груза» — оставался не отработанным. Мобилизуя все средства для благополучного возвращения первого космонавта, Королев не счел возможным игнорировать неудачи со спасением корпусов ракет, которые так и не удавалось спасти. Более того, Королева все последующие годы работы над проектами пилотируемых космических аппаратов не оставляла мысль заменить парашютные системы другими средствами приземления.

Заметим, кстати, что задача спасения корпусов ракет открывала заманчивую перспективу, на которую Королев обращал внимание в своем докладе:»…Если бы удалось осуществить благополучный спуск корпуса ракеты, то возможным было бы его повторное использование».

Опыты по спасению головных отсеков позволили Королеву сделать следующий вывод, который он приводит в своем докладе:»При отработке спасения отсека следует особо отметить эффективность механического торможения при помощи тормозных щитков. Здесь удавалось достичь уменьшения скорости падения отсека более чем в 20 раз«.

И далее:»Если экспериментатор или пилот будут размещены в головном отсеке ракеты, то форма и  геометрические размеры этого отсека должны выбираться таким образом, чтобы обеспечить наиболее эффективное торможение на конечном атмосферном участке траектории с тем, чтобы на высотах порядка 3 км скорость не превышала 150-250м/сек. Надо отметить, что были поставлены опыты торможения головного отсека до скорости 150м/сек, давшие положительные результаты».

В период подготовки доклада у Королева формировалось представление о схеме аппарата для ракетного полета человека, и тезис о механическом торможении благодаря положительным результатам экспериментов играл при этом доминирующую роль. Этот тезис не потерял своего значения для Королева в период проектирования аппарата для первого космического  полета человека. Известно, что Королев далеко не сразу принял для космического корабля сферическую форму (не лучшую в смысле торможения), так как не мог сбросить со счетов такой важный фактор, как положительный опыт механического торможения при возвращении с больших высот.

Сохранить в:

  • С. П. Королев документы фото
  • С. П. Королев документы фото
  • Средство спасения ракет
  • Средства спасения для самодельных ракет
  • Спуск ракеты на землю видео
  • Спуск ракеты на землю видео
  • Спуск ракеты
  • Спуск ракетного корабля на землю
  • Спуск ракетного корабля на землю
  • Спасение королев на 1
  • Спасение королев на 1
  • Системы спасения моделей ракет
  • Система спасения для ракеты
  • Роль королева в изучения космоса
  • Роль королева в изучения космоса